КАШИРЦЕВА Е.Б.
Посмотреть ⇒ Мои материалы
Как работать над проектом
- Обосновать выбор темы:
— я увидел мне стало интересно…
— рассказали и мне стало интересно…
— мне захотелось узнать подробнее…
- Цель твоего проекта:
— узнать…
— исследовать…
-рассказать другим…
- Выдвижение гипотезы:
Если ты решил посвятить свою работу исследованию, то у тебя обязательно возникнут гипотезы.
ГИПОТЕЗА – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Заметим, что чем больше выдвинуто гипотез, тем интереснее получится работа.
Запиши гипотезу к своей работе. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее. Гипотезы могут появляться и в процессе работы над темой. Их тоже следует записать. Помни, что гипотезы могут быть только при выполнении исследовательской работы, при работе над проектом их нет и не может быть.
- План работы:
Для этого постарайся ответить на вопрос: как можно узнать что-то новое по твоей теме? Для этого надо определить, какими методами ты можешь пользоваться, а затем определи их порядок. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
МЕТОДЫ работы:
— подумать самостоятельно;
— посмотреть книги по теме;
— спросить у других людей, что им известно по твоей теме;
— познакомиться с кино- и телефильмами по теме работы;
— обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;
— если возможно, провести опыты, наблюдения или эксперименты;
— составить чертежи, схемы, таблицы, рисунки;
— выполнить модели.
Конечно, невозможно при выполнении исследовательской работы или проекта воспользоваться всеми перечисленными методами. Выбери те из них, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы) и расчёты.
Подумать самостоятельно
С этого надо начинать любую работу. Задай себе вопросы:
- Что я об этом знаю?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моей работы?
Запиши свои ответы по теме своей работы
Просмотреть книги по теме работы
Если то, что ты изучаешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и описано в книгах.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, чётко, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Название книги обязательно запиши в «Список литературы» по образцу:
Фамилия автора, инициалы (имя, отчество)
Название книги. – Место издания (город): издательство, год издания. –
Страницы, на которых имеется информация.
Например:
Бианки В.В. Лесная газета.- М.: «Мир искателя», 2005. – с. 12-13.
Каждую книгу записывай с новой строки. Найденную в книгах информацию следует ксерокопировать или переписывать на отдельный лист. Это поможет тебе потом правильно составить текст работы.
Собранные материалы по теме складывай в отдельную папку.
Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать об изучаемом предмете, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты изучаешь.
Неспециалистами для нас будут все остальные люди. Но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты хочешь узнать.
Записывая полученную при опросе информацию, обязательно укажи фамилию, имя и отчество человека, сообщившего интересующие тебя данные, род его деятельности.
Запиши информацию, полученную от других людей.
Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и многие другие.
Подумай, какие наблюдения ты можешь провести для отработки своих гипотез, какими приборами ты можешь воспользоваться при этом.
Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
Провести эксперимент
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.
Запиши план и результаты эксперимента.
Подготовь текст выступления.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты твоей работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по плану:
1). Почему избрана тема.
2). Какую цель ты преследовал в своей работе.
3). Какие ставил задачи.
4). Какие гипотезы проверял (для исследовательской работы).
5). Какие использовал методы и средства.
6). Каким был план исследования или проекта.
7). Какие результаты получил.
8). Какие выводы сделаны по итогам работы.
9). Что можно ещё сделать в этом направлении.
Текст доклада лучше отпечатать на компьютере, т.к. печатный текст удобнее читать. Кроме того, сохранённый в компьютере доклад легче править
Темы исследовательских проектов в начальной школе
- Автомобили современные и старинные
- Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
- Мой кот
- Барби – взрослая игрушка для детей
- Профессии нашей мечты
- Корабли
- Детские фантазии
- Кактус – колючий друг
- Магия цвета
- Шоколад – вред или польза
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка
- Санкт-Петербург глазами ребенка
- Российские железные дороги
- Мое увлечение – старинные автомобили
- Аквариум и его обитатели
- Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину
- Выращивание кристалла
- Полезная вещь для дома
- Моя родословная
- Профессии наших родителей
- Мой город
- Мальчики и девочки
- Защита поступка
- Мой город
- Символика нашего класса
- Хлеб – всему голова
- Почему высохла лужа
- Далеко ли от нас до солнца
- Новогодняя красавица
- Осевая симметрия
- Соломенное чудо
- Птицы – наши друзья
- Здоровый образ жизни
- Наш дом. Наш двор
- Праздники моей семьи
- Генеалогическое дерево моей семьи.
- Война и наша семья.
- Награда в нашем доме.
- Лента времени моей семьи.
- Календарь семейных профессий.
- Семейные традиции.
- Семейные реликвии.
- Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).
- Как мне выбирали имя.
- Спортивная жизнь семьи.
Оформление исследовательской работы
Титульный лист
Оформляется титульный лист исследовательской работы на листе формата А4 и является первой страницей. Поля: левое поле листа — 20 мм правое — 10 мм верхнее и нижнее — по 15 мм. Междустрочный интервал – полтора. Титульный лист не нумеруется. В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.).
Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.) На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.). Название не должно быть длинным, «стандартным или избитым», а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой. Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.
В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже — о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность. Если руководителей исследовательского проекта несколько, указываются все через запятую. Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».
В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Ивановка, на следующей строчке – год выполнения работы – 2016 – без точки, кавычек, слова «год» или «г» (шрифт – 14 пт.).
Содержание исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта.
«Содержание» помещается на втором листе. Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.
В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.
При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены(напр. 1.1, 1.2, и т.д.).
Разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.
Пример Содержания исследовательской работы:
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………………………..3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию(например)……………………………………………………………………….5
1.1 Исторические сведения………………………………………………………………………………………5
1.2 Сбор информации ……………………………………………………………………………………………..7
1.3 Проведение анкетирования………………………………………………………………………………..8
1.4 Техника безопасности………………………………………………………………………………………..9
(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например)…………………………………………………………………………10
2.1 Первый этап исследования……………………………………………………………………………….10
2.2 Второй этап исследования………………………………………………………………………………..11
2.3 Заключительный этап исследования………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….13
(Итоги исследовательской работы)
Список литературы………………………………………………………………………………………………………14
Приложения…………………………………………………………………………………………………………………15
Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями.
Обоснование актуальности исследования
При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования — это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.
Обоснование актуальности исследования — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
- восполнение каких-либо пробелов в науке;
- дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
- своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
- обобщение накопленного опыта;
- суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
- постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.
Объект и предмет исследования
После актуальности проблемы исследования во Введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования учащихся.
Обьект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Примеры объекта и предмета исследования:
Объект исследования: | Предмет исследования: |
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре | процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Цель исследовательской работы
Грамотная формулировка цели в проекте или исследовательской работе очень важна.
Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):
- Выберите одно из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др. - Добавьте название объекта исследования
Примеры формулировок цели исследовательской работы:
- Исследоватьназвания улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.
- Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.
- Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
- Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.
- Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
- Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
- Изучитьпроцесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
- Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
- Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
- Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
- Изучить проблему появления социального сиротства.
- Изучить влияние парной бани на оздоровление.
- Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети — социальные сироты.
- Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
- Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
- Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.
- Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
- Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
- Изучить особенности повести «Башкирская русалка», связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.
- Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.
- Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
- Изучение рациона питания школьника.
- Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и оценка экологического состояния леса.
- Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
Задачи исследовательской работы
После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.
Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и эксперементальной работы учащегося с начало до конца.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Примеры задач исследовательской работы
Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.
Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей
Изучить историю родной деревни
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить проблему появления социального сиротства
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить ассортимент школьных рюкзаков
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников
Изучить последствия инфляции
Изучить литературные и научные издания
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
Провести анкетирование учащихся класса
Провести опыты с солью
Провести эксперимент «Шпионская записка»
Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей используюших СМС
Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.
Методы исследования
Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.
Виды методов исследования:
Методы эмпирического уровня:
— наблюдение
— интервью
— анкетирование
— опрос
— собеседование
— тестирование
— фотографирование
— счет
— измерение
— сравнение
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
— эксперимент
— лабораторный опыт
— анализ
— моделирование
— исторический
— логический
— синтез
— индукция
— дедукция
— гипотетический
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение
- абстрагирование
- идеализация
- формализация
- анализ и синтез
- индукция и дедукция
- аксиоматика
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Примеры записи методов исследования:
Пример 1.Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.Методы исследования:1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Теоретическая значимость работы
Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.
Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание теоретической значимости исследования можно начать так: «Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для…».
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе. Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.
Примеры описания теоретической значимости работы:
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе.
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.
Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.
Практическая значимость работы
Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение.
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: «Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для …».
Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.
Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д.
Примеры описания практической значимости исследовательской работы:
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.
Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Этика и психология семейном жизни».
Желаю вам интересных и запоминающихся исс